Родительский всеобуч


Родительское собрание в 3 классе на тему:
« Возрастные особенности третьеклассников»

«Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение!
Воспитание – это терпение.
Понимать, принимать, терпеть…
Где не хватает терпения надо бы постараться понять,
Где не понимаю – постараться вытерпеть,
и всегда я принимаю ребенка,
Всегда люблю.»
Симон Соловейчик

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Сегодня мне хотелось бы поговорить о возрастных особенностях третьеклассников.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением: расширяется круг друзей и в этот круг входят ребята не только этого возраста, но и те, кто постарше. 
 Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы».  
Ребята  учатся оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивать познавательную рефлексию.
В этот период у некоторых детей происходит снижение самооценки, он думает «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте, он не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
Не для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этот период ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди. 
Режим дня школьника должен быть построен с учётом особенностей его биоритмов. Люди делятся на «сов», «жаворонков», «голубей». В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.


Пик работоспособности
«Жаворонок»
Рано просыпается, рано ложится спать
9–10 часов утра,
16–17 часов вечера
«Сова»
Встает позже, очень активен вечером
11–12 часов утра
18–20 часов вечера
«Голубь»
Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно
10–12 часов утра,
15–18 часов вечера
Независимо от индивидуальных биоритмов школьник вынужден вставать рано утром, и в силах родителей помочь ему успешно начать день.


Что необходимо вашему ребенку сейчас?
 1.Вера в свои силы, успехи.
2.Уход за своей одеждой, комнатой, книгами.
3.Приучать к пунктуальности.
4.Учить уважать права и чувства других людей.
5.Учить терпению, самоконтролю.
Сейчас я предлагаю Вам проанализировать следующие ситуации.
1. Вы обратились к ребенку с просьбой что-либо сделать. И получили отказ. Ваша реакция?
(Аргументировать свою просьбу и спросить причину отказа).

2. Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?
 (Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к друг другу, к детям, окружающим. Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо).

3. Ребенок постоянно опаздывает в школу, долго собирается.
(Обыграть ситуацию. отмечать плюсом или минусом вовремя совершенное действие.  За каждый минус – раньше укладывать спать).

4. Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какова ваша реакция?
          (Разобрать ситуацию, выяснить, что думает ребенок по поводу драки, почему она произошла, как он относится к задире, есть ли у задиры хорошие качества, как ему помочь наладить отношения между ребятами.)
      
5.     Мой сын постоянно разбрасывает все: тетради, книги,  игрушки.  Убирать не хочет.  Не слушается.  Как быть в такой ситуации?
(Если ребенок чем-то уже занят, указать время, через которое он это должен сделать обязательно. До тех пор пока не выполнит требование родителя не позволять заниматься другими делами.)  

Тест « Какие мы родители?»
Прошу Вас ответить на вопросы словами: Да, иногда, нет
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
3. Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
4. Ваш ребёнок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
5.Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных  педагогических принципов?
6.Сознаёте ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние?
7.Признаёте ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка?
8.Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чём- либо своего ребёнка?
9 Неприятно ли вам « отделываться» от ребёнка фразой типа: « У меня нет времени» или « Подожди, пока я закончу работу»?
10. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Ключ к тесту
За ответ «да» поставьте себе 2 очка,
за ответ « иногда» - 1 и за ответ «нет» - 0.
 Менее 6 очков.
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление.
И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
 От 7 до 14 очков.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чём над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удаётся ли ещё кое-что немного улучшить?


Советы родителям 
1.Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему : «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.
2.Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
3.Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
4.Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребёнок работает – он растёт. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
5.Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.
6.В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
7.Наши разговоры нередко с детьми  бедны, поэтому ещё раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
8.Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.


Советы для родителей.
Как помочь ребенку проснуться

1. Отличное средство быстро проснуться – физические упражнения, танцевальные движения под ритмичную музыку. Но если взрослые не привыкли делать зарядку с утра, бесполезно добиваться этого от ребёнка, поэтому, прежде всего САМИ делайте то, к чему хотите приучить ребенка. Позвольте себе несколько минут потанцевать с ребёнком, а потом можно приниматься за утренние дела.
2. Можно включать мультик, чтобы ребенок быстрее проснулся. Но время просмотра – один короткий мультфильм, ребёнок не должен есть, и одеваться перед телевизором.
3. Хорошо пробуждает легкий массаж или приятные упражнения в кровати – потянуться, энергично поработать кистями рук, поднять ноги, сделать несколько вдохов-выдохов.
4. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно – это влияет на психику ребёнка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Для этого:
– пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;
– время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;
– обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;
– учитывайте, что потребность в сне у ребёнка 7–12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9–10 часов; в 13–14 лет – 9–9,5 часов; в 15–17 лет – 8,5–9 часов.
5. Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.
6. Если работоспособность ребёнка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т. е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.



Родительское собрание "Как помочь ребенку справиться с переживаниями"

Сегодня родители как никогда стремятся оградить детей от переживаний. Хорошо это или нет — вопрос спорный. Нам всем хотелось бы знать правильные и безопасные алгоритмы заботы о ребенке. Как помочь сыну или дочери легче пережить неминуемые сложности, душевные переживания, боль?
Родители часто пугаются сильных детских эмоций. Они не знают, как реагировать, чтобы не навредить, и скорее предпочтут проигнорировать, чем разбираться в детских переживаниях.
Типичная родительская ошибка: включить режим поучения. А то и критики. «Как это ты с соседкой по парте подрался? Ты же мальчик! Девочек нельзя бить!» Даже если эта девочка на голову выше, в полтора раза шире, и подраться с ней было смелым шагом. Что чувствует ребенок? Еще большую обиду. Он уже готов причислить родителей к стану врагов.
Еще одна фатальная ошибка по отношению к ребенку — обесценить его чувства. Равнодушно отмахнуться и отослать лично разбираться с проблемами. А то и отругать — «не ябедничай!» Ребенок, которого и так переполняют тяжелые переживания, получает еще и обиду в нагрузку, вокруг него рушатся незримые стены родительской защиты, и происходит взрыв эмоций!
К слову, о ябедах. Даже если вам кажется, что ребенок все время ябедничает на других детей, поверьте, в реальности вам достается лишь крохотная часть тех проблем, с которыми он сталкивается и пытается решать самостоятельно. Психологи проводили исследования, которые показали, что только в одной из пятнадцати конфликтных ситуаций дети прибегают к взрослым за защитой. А в четырнадцати пытаются найти решение автономно. Просто к какому-то моменту накапливается столько обиды, беспомощности и злости, что терпеть уже нет сил и нужен кто-то, кто поможет.
Итак, как же действовать взрослым, если они стали свидетелями сильных детских переживаний?
«Контейнер с эмоциями»
Психологи пользуются приемом под названием «контейнирование». Это лучший способ поддержать другого человека и помочь пережить малоприятные чувства.
Суть в том, чтобы дать ему поделиться своими чувствами, мыслями, действиями или планами с более устойчивым в эмоциональном смысле собеседником. В семье эта роль достается родителям или взрослым родственникам.
Нам, взрослым, часто кажется, что детские проблемы — это мелочь. Но для детей они вполне серьезны и расстраивают по-настоящему.
Допустим, ребенок переживает, что друзья не позвали его играть в футбол. Итак, задача взрослого — принять эмоции ребенка. Представьте себя большим контейнером, в который нужно сложить детские плач и досаду, жалобы и ярость. И далее по списку.
Проведите вместе с ребенком инвентаризацию его чувств по пунктам. Ты расстроен? Принято. Обижен? Оприходовано в контейнер. Злишься? Вижу. Сочувствую. Понимаю. Если бы со мной так поступили, я бы тоже расстроилась и разозлилась.
Сейчас неподходящий момент, чтобы объяснять, учить или менторским тоном рассказывать притчи. Ребенок их просто не воспримет.
Домашний сеанс психотерапии должен проходить по всем правилам: здесь не нужны советы и оценки, достаточно простого слушания и выражения искреннего сочувствия.
Если он прибежал — значит, ему больно. Надо полечить безусловной любовью, без наставлений. Можно погладить по голове, повздыхать вместе. Сказать, что да, я готова пойти и разобраться, что к чему. Но хочется узнать, что же ты думаешь и чувствуешь по этому поводу сам.
Родителя в этот момент может разрывать желание куда-то бежать и что-то делать для защиты своего ребенка. Однако в большинстве случаев никуда идти и разбираться не нужно. Ребенок вполне может сделать всё самостоятельно, если понимает, что близкий человек на его стороне. И, убедившись в этом, лишний раз за проверкой прибегать не будет.
Что будет дальше
Как правило, если родитель способен спокойно, без ругани принять чувства ребенка и дать ему выговориться, то на восстановление эмоционального равновесия уйдет около пяти минут. Ребенок может поплакать, покричать, но затем он успокоится, «усвоит» свои переживания и вернется к нормальному состоянию.
Задача взрослого — просто выдержать шквал детских чувств. А затем собрать и утилизировать лишние эмоции, мешающие нормальному общению, игровому процессу и восприятию мира.
Освойте навык контейнирования, и вы увидите, как ваша реакция изменит поведение вашего сына или дочери. Они станут гораздо спокойнее реагировать на стрессы, потому что будут знать, что смогут переработать вместе с вами любые свои переживания.
Вы увидите, как преобразится детская психика, как появятся более здоровые модели поведения, будет больше внимания к родителям, к их переживаниям и проблемам, разовьется чувство эмпатии. Дети научатся решать проблемы на уровне их возникновения.
А главное, они перестанут чувствовать себя беззащитными и научатся переживать сложности самостоятельно. Если есть уверенность, что любовь и поддержку можно получить по первому требованию, то какой смысл ее добиваться слезами и страданиями? Достаточно подойти и рассказать, что тревожит.
И однажды придет день, когда ваш сын или дочь почувствуют, что у них достаточно сил, чтобы самим о себе позаботиться.




Комментариев нет:

Отправить комментарий